Пресса о "Кабаре - Нафталин"


 

"КОММЕРСАНТЪ" - №214 24 ноября 2003
Евграф БРОДСКИЙ
Великие немые заговорили

          На сцене ДК имени Первой пя­тилетки, приговоренного к сносу в ходе реконструкции Мариинского театра, товарищество «Комик-трест» (режиссер — Вадим Фиссон) сыграло спектакль «Кабаре „Нафталин", ранее опробованный на клубной публике.
          Актеры «Комик-треста», известного неторопливой, ювелирной работой над каждым спектаклем, решились на эксперимент почти самоубийственный, впервые заговорив со сцены. Руководствуясь, быть может, и принципом «не могу молчать». Намеченный снос ДК стал поводом для немалого количества ядовитых стрел, выпущенных в сторону соседей, то есть Мариинки. Самая безобидная из них — плакат «Отдадим Смольный Мариинке».
          Наталью Фиссон, Николая Кичева и Игоря Сладкевича, виртуозных мимов, клоунов, танцоров, если и сравнивать с кем-то, то только с великими эксцентриками 1920-х годов. Но приход звука в кино стал роковым для звезд немого кинематографа. «Нафталин» напрямую апеллирует к мифологии кабаре «безумной эпохи»: госпожа Фиссон заправляет представлением, облаченная в костюм садомазо Коломбины.
          Можно было бы сказать, что их переход к звуку прошел не без потерь: звучащие тексты не так лаконичны и выверены, как пластические номера. Но все-таки «Нафталин» — это не «Комик-трест» минус пластика или что-то там еще, а «Комик- трест» плюс звучащее слово. Не потеря, а приобретение. Не стала потерей и злободневность некоторых номеров, неожиданная для актеров, ранее превращавших любую примету современности в пыль Божью, сущий пустяк перед лицом вечности. Спектакль начинается, например, с того, что в зал врываются три монстра, облаченные в доспехи то ли водолазов, то ли пожарных, поливающие зрителей водой из игрушечного оружия, — прямая ассоциация с «Норд-Остом». Однако оказываются они вовсе не шахидами, а отрядом дезинсекторов имени губернатора, санирующими ДК перед сносом.
          Структура спектакля обманчиво проста — кабаре как кабаре. Разве что с элементами кулинарного безумия: среди персонажей  — повар-лирик, читающий душераздирающие стихи про «борщ, курицу, бекон, котлету». Однако на самом деле на сцене переплетаются несколько сюжетов. Один из них, возможно самый забавный, — внутренняя драматургия театра, расщепление актера на маску и человека. То в разгар монолога госпожи Фиссон на сцену с диким воплем врывается полуголый мужик в кальсонах: актер поторопился. То искусанный микрофоном, запутавшийся в галстуке комик-дебютант впадает в «зажим». Из динами­ов льется его паникующий внутренний голос, переходящий от ужаса к агрессии, типа: «Кошмар какой, что же делать, руки спрятать, чтобы не дрожали, а зрители-то каковы, смотрят, скоты, и лыбятся, не дать ли мне кому-нибудь в лоб, вот прямо сейчас, вот спущусь в зал, вот выберу этого мужика и как дам».
          К рефлексии об актерстве можно отнести и явление на сцену «любимого героя нашего детства», оказывающегося старым маразматиком Буратино с мозгом, источенным жучком, который благополучно занял место Карабаса-Барабаса, получил приз в Папакарловых Варах и заставляет живых актеров превращаться в танцующих марионеток с человеческими головами, — безотказно-виртуозный номер. Зрителей же заставляют уже в начале спектакля разразиться невиданной овацией, устроив им соревнование по производственной гимнастике, переходящее в конкурс «Овация»: кто из двух команд громче аплодирует.
          Продолжает «Комик-трест» и флиртовать с вечностью. Самый смешной эпизод «Нафталина»: убогая старушка, разбрасывающая хлебные крошки, невзначай приманивает своим «гули-гули-гули» циничного ангела, который, пообещав ей награду на небесах, хладнокровно потрошит ее авоську и давится краденым батоном. Удовольствие портило лишь сознание того, что театр вскоре останется без площадки. Но на вопрос корреспондента „Ъ", не собираются ли актеры превратить ДК в баррикаду, госпожа Фиссон искренне удивилась: «Да мы хотим Мариинке помочь. Собирались даже раздать зрителям ломы и попросить отломать от ДК по кусочку».

 

"ИЗВЕСТИЯ" - 13 марта 1999 г.  
Ирина НАЧАРОВА
ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ КАБАРЕ "Комик-трест" насмешил всю Европу

          Кроткий ангел в задумчивости бродил между столиками, ласково гладил посетителей "Чаплин-клуба" по головам, но в результате обманным путем завладел батоном, которым простодушная старушка прикармливала страждущих. Засим, хлопая крыльями, растворился в пространстве. Не зря зловещее трио "Депрессия" во главе с синеволосой женщиной-вамп с прискорбием напоминало о предстоящих "долгих и бессмысленных" выходных. Постаревший Буратино жаловался на отсутствие памяти, вследствие точащего деревянную голову зловредного жучка. Более жизнерадостными оказались актёры его "кукольного театра" они танцевали и пели под аплодисменты и стоны обессилевшей от смеха публики. Самое странное, что разношёрстные зрители реагировали на происходящее одинаково - смеялись все. Таким образом театральное товарищество "Комик-трест" соединило несоединимое, собрав вместе чиновников, театралов, бизнесменов. Все мы были зрителями нового кабаре-шоу с условным пока названием "Нафталин". Наталия Фиссон, Игорь Сладкевич и Николай Кычёв успели за вечер переиграть по несколько ролей, перевоплотиться в абсолютно разные образы и смогли "держать зал" в течение почти двух часов. Хотя публике не привыкать к многообразию идей "Комик-треста", всё же кабаре сегодня не самый популярный и немного старомодный жанр. Режиссёр Вадим Фиссон так объясняет рождение этой программы: - Нам хотелось, чтобы театральная публика почувствовала вкус к кабаре, чтобы она ходила в клубы, где сейчас выступают в основном заезжая попса или эротические шоу. В Питере нет как таковой системы варьете, за исключением Театра БУФФ, а есть "принцип салата". Сегодня на этой площадке может быть стрипшоу, завтра здесь же бои в грязи, а затем ещё споёт Валерий Леонтьев. Наше театральное кабаре рассчитано именно на клубы, на тесное взаимодействие актёров и сидящих за столиками зрителей. Многие его номера невозможно сыграть на сцене. При этом мы стремимся сохранить театральность и относимся к этому проекту не менее серьёзно, чем к другим. И готовы сотрудничать с любой клубной площадкой. Остаётся неизменной общая атмосфера кабаре, но время от времени меняются отдельные номера, вводятся другие сюжеты. Благодаря ещё одному возрожденному жанру импровизации на заданную тему каждый раз при участии зрителей рождается новая сказка. Даже если публика изрекает приземлённые, не особо возбуждающие творческую фантазию слова. С лёгкостью бродячих комедиантов "Комик-трест" странствует по миру и родным просторам. Недавно вернулись с фестиваля русского искусства в Ганновере. Камерный "Сэконд хэнд" играли при полном аншлаге в 400-местном зале. Интернациональная публика реагировала многоступенчато. Первыми смеялись немцы, потом русские эмигранты. Программу кабаре представляли в кафе, где обычно проходят вечера классической музыки. Немецкие старушки не испугались русского экстремального шоу. На следующий день после возвращения в Петербург актёры отправились в Москву, на презентацию крупной фирмы, с проектом "Адреналин" смеси хэппенинга и дружеского розыгрыша для праздников. При подъеме с 4 на 12 этаж гостей навязчиво развлекал "экипаж", куда входили стюардесса (Наталия Фиссон), падший ангел (Игорь Сладкевич), торговый агент (Николай Кычёв). Этот свободолюбивый коллектив пренебрегает канонами театральных сообществ, рамками жанра и прочими условностями. Что, впрочем, не очень-то приветствуют критики-ретрограды. Начиная от необычного именования "театральным товариществом" (не театр, не студия) и заканчивая "творческими продуктами" спектакль "Сэконд хэнд", проект "Адреналин", трио "Депрессия", кабаре-шоу. Не балет, не пантомима, не драма. Одни назвали "Сэконд хэнд" ни на что не похожим комическим бомжатником, другие упрекали в подражании Западу. Хотя именно западный зритель воспринимает увиденное как типично русскую историю. И сами "комик-трестовцы", по их признанию, не претендуют на открытие нового театрального языка, а лишь пытаются доступным образом рассказать свою историю. - Петербург, к сожалению, совершенно изолирован от мирового театрального процесса,-рассуждает Наталия Фиссон. - В итоге общепринятые за рубежом вещи порой воспринимаются у нас как открытие или что-то невозможное. В этом наша питерская периферийность, звёзды мирового уровня заезжают раз в пять-шесть лет, регулярно осчастливливают только второразрядные московские антрепризы. В отличие от многих других, "Комик-трест" даже в посткризисные времена отличает здоровый оптимизм, которым заражаются городские чиновники. Глава администрации Василеостровского района Валерий Голубев предоставил репетиционное помещение (до того приходилось мыкаться по углам), губернатор помог решить семье Фиссонов жилищный вопрос. Ещё одно исключение из правил: за три года совместного существования немногочисленные участники театрального сообщества умудрились не только не надоесть друг другу, а, наоборот, ещё более сплотиться в процессе коллективного творчества. Тайну этого содружества знает, конечно, художественный руководитель:
- Каждый из нас ценит взаимоотношения, сложившиеся в коллективе, делится Вадим Фиссон. У нас нет разделения и выяснения, кто какую сцену придумал, кто фонограмму записал, а кто в это время салат стругал. Мы действительно живём одной командой. Нас мало, а дел невпроворот, и каждый, помимо актёрских, режиссёрских, выполняет ещё огромное количество других функций и обязанностей. Нам же приятно работать вместе. Создавая спектакль, мы занимаемся собственной психотерапией. Мы просто этим живём, и здесь нет никакой ноты шестидесятничества. Пытаемся заработать искусством на жизнь, благодаря многообразию форм нам это удаётся.
          Версия актрисы Наталии Фиссои (к ней заочно присоединяются два других актёра Игорь Сладкевич и Николай Кычёв) более экстравагантна:
- Вообще людей может объединять, к примеру, чувство острой ненависти или острого голода. Просто мы любим все вместе вкусно поесть. Репетируем, здесь же готовим и едим. Это, между прочим, очень сплачивает.
В перерыве между совместными обедами, репетициями и выступлениями участники театрального сообщества осваивают разные сценические пространства, пытаются возродить забытые традиции уличного театра и борются против зажатости и закомплексованности отечественного зрителя, который, по их мнению, стал уже более свободным и раскованным.
          Пожалуй, неуёмных и непредсказуемых "товарищей из Комик-треста" объединяет также некий внутренний камертон, не позволяющий сбиться со строгой петербургской ноты и ограждающий их от фальши, пошлости, дешёвого заигрывания с публикой. Многие поклонники их творчества (кстати, некоторые консулы смотрели "Сэконд хэнд" по несколько раз) благодарны судьбе, что кипучая деятельность "Комик-треста" - "адреналиновые" хэппенинги, экстремальные варьете, хождение в народ - по большей части разворачивается именно здесь. Встряхивая размеренный ритм петербургской жизни и будоража даже закоренелых циников и пессимистов.

 

"ТЕЛЕ Weekend" №3 18 января 1999г  
Анатолий ГУНИЦКИЙ
Комик-Трест представляет...

          Вам еще не приходилось наблюдать клубную программу Театрального Товарищества Комик-Трест "Нафталин"? Как мне вас жаль! Сделайте же это как можно быстрее! Вот мне - повезло, поскольку 4 и 5 декабря в "Чаплин-клубе» демонстрировалось виртуознейшее, сногсшибательное шоу "Кабаре - Нафталин", и я его видел! До сих пор не могу прийти в себя, так как нечасто приходится созерцать столь необычную и нетрадиционную театральную игру! Впрочем, репутация одного из самых колоритных и несказанно развлекательных театров (в хорошем смысле слова!!! закрепилась за Комик-Трестом" довольно давно. С тех пор, как спектакль «'Чушь во фраке" и "Сэконд Хэнд» покорили и завоевали искушенных питерских зрителей фантастическим сплавом клоунады, пантомимы, гротеска, абсурда и прочих достойных явлений, которые к сожалению не слишком уж часто можно обнаружить в подавляющем большинстве других театров, исповедующих совсем иные эстетические каноны. Более того, в постановках –"Комик-Треста" можно увидеть не только все вышеназванное, но также и танцы, скетчи, репризы и другие кайфовые причуды.
          "Кабаре - Нафталин" - это настоящее варьете-шоу, поставленное режиссером Вадимом Фиссоном и блестяще исполненное Натальей Фиссон, Игорем Сладкевичем и Николаем Кычевым. С одной стороны, когда рассказываешь о театральной постановке, то следует вроде бы поговорить о сюжетных изгибах плюс проанализировать в меру возможностей собственно действо. Однако в данном случае мне совсем не хочется анализировать, не тот-с случаи! И когда с помощью унылых театроведческих высказываний дамы и господа критики якобы рассказывают про спектакли "Комик-Треста", то это, увы, не театральная критика, а (пардон!) тоскливая мастурбация. Нет, не стану я им уподобляться! Для того, чтобы передать в слове необузданную театральную природу "Комик-Треста" следует подобрать соответствующий язык. Пожалуй, ничего подобного мне еще не приходилось видеть! Поэтому придется вам, многоуважаемые, поверить мне, а когда вы сами увидите "Кабаре - Нафталин" (или другие постановки этого превосходного театра), вы меня поймете! Не случайно Вадим Фиссон и его коллеги некоторое время работали в Германии, причем с немалым успехом!
          Ну а я буду считать, что доселе еще никто не смог ничего достойного (а не просто хвалебного или комплиментарного) об этом театре написать, и в ближайшее время расскажу про спектакль "Сэконд хэнд" на наших страницах!


 

Контакт: e-mail: theatre@comic-trust.com  , факс 812.328-16-19

Назад в прессу


 


447