Пресса о Наталии Фиссон


"ELLE" № 92 июнь 2004 г. 
Татьяна ПОЗНЯК
Цветная история

Наташа Фиссон, единственная героиня и примадонна уникального товарищества   «Комик-трест»,- один из самых ярких цветов в петербургской театральной палитре. И не только потому, что она ослепительно рыжая. Наташа талантлива и бесстрашна везде – и на сцене, и в жизни. Недавно она сыграла сразу три удачных премьеры – в театре, в большом кино и на телевидении.

     - Ходят слухи, что вы только что ввязались еще в один проект, обещающий стать грандиозным…
     - В конце мая - начале июня директор Петербургского театра сатиры Владимир Словохотов пригласил нас участвовать в новом театральном фестивале, который будет проходить под открытым небом, и где главной декорацией станет наш удивительный город.
     - А если дождик зарядит?
     - Подумаешь! Вон в Голландии каждый год проходит такой фестиваль, а там дождик принимается  каждые пятнадцать минут. И зрители уже привыкли – они приходят на спектакль с зонтами. Наконец-то Петербург увидит множество загадочных для нас жанров, которые существуют в Европе, а нашей публике совершенно неизвестны. Например, walk art: это даже не спектакль, а просто живая картина, которая проходит мимо. А мы будем играть «Антония и Клеопатру» (премьеру этой постановки как уличного шоу недавно увидели во Франции, а потом в Испании) в белую ночь напротив Академии художеств, между двумя сфинксами. Жанр  действа мы определили как исторический кич, и Вильяма нашего Шекспира играем без слов. А сценическую версию воплощаем на подмостках ДК Ленсовета.
     - И что такое для вас Клеопатра?
     - Ну, этот образ стал уже мифологемой, а мы постарались разрушить стереотипы. Я играю такую, можно сказать, неожиданную Тейлор: женщину пышных форм  – мечту восточного мужчины, ведь кинематограф почему-то всегда Клеопатру сильно европеизировал. А собственно, почему? Мы поняли, что сильно угодили, по крайней мере, соотечественникам моей героини. На фестивале в Монпелье, посвященном Египту, ко мне после спектакля подходили зрители из Египта и сильно сокрушались по поводу моей натуральной комплекции: «Ну, что же вы, Наташа, по жизни так ходите? Вам бы не снимать все ЭТО…»
     - Кто-то из героинь того же Шекспира утверждал: сила наша в слабости, а слабостям нашим нет числа. В чем сила и слабость Наташи Фиссон?
     - Я точно знаю, в чем моя сила – в людях, которые меня окружают. Тут мне неизменно везет: мама, муж, свекровь, партнеры по сцене и съемочной площадке… Вот, например, Андрей Кортнев, солист группы «Несчастный случай», с которым на пару мы сыграли главные роли в фильме Екатерины Калининой «Повелитель эфира», оказался на удивление трепетным, интеллигентным, без всяких звездных закидонов человеком. Прямо будто и не из Москвы…Кино это уже показали на фестивале дебютов в Ханты-Мансийске, а в Петербурге его увидят летом в программе Фестиваля фестивалей. Слава Богу, оно не про бандитов и там много любви. Мне кажется, там затронута очень современная тема – одиночество тридцатилетних людей.
     - А как  все же насчет слабостей?
     - Их столько, что не знаю, с какой начать.
     - Начните с самой главной, на ваш взгляд.
     - Наверное, я слишком мало обращаю на себя внимание в обычной жизни – чересчур как-то утягиваюсь в профессию. Вопреки расхожему в актерской среде мнению, мне бы не хотелось, чтобы она поглотила меня целиком. А есть такая опасность. Конечно, бизнес-леди мне уже не стать, но сделать жизнь какой-то более объемной и многосторонней, вероятно, следует. Кроме того, если быть уж совсем откровенной, я очень стеснительный человек.
     - Это вы-то, самая искрометная клоунесса Петербурга?!..
     - Представьте себе. Я ведь даже профессию такую выбрала - из противоречия, на преодоление, чтоб это было чем-то вроде постоянного психотренинга. А в жизни меня очень легко выбить из колеи, я, например, совершенно не умею адекватно реагировать на хамство: стою и не знаю, что делать.
     - Но в кино вы не раз создавали образы очень решительных дам, а как-то даже сыграли мужчину…
     -  Мне говорили, что я в этой роли безумно похожа на молодого Игоря Старыгина.  Не знаю, хорошо это или нет, но когда я шла по ленфильмовским коридорам в гриме, в усах, длинном пальто и шляпе,  девушки не на шутку на меня заглядывались. Если бы еще не моя мелкая фактура… В этом сериале про Ниро Вульфа я долго и со вкусом душу господина Жигунова – одного из главных героев и главного продюсера. Многие из съемочной группы мне страшно завидовали.
     - А в прошедшем недавно по Российскому каналу сериале «Небо и земля» вы отважились сыграть, кажется впервые, возрастную роль. На самом деле, какие у вас взаимоотношения с возрастом, и намерены ли вы в будущем бороться со старостью не на жизнь, а на смерть, как многие нынешние актрисы?
     - Это вы о пластической хирургии? Надеюсь, что я, в отличие от «голубых героинь», для которых молодость порой равнозначна понятию профессии, все-таки защищена своим жанром. Знаете, когда я еще студенткой проступала на «Ленфильм», мне пришлось заполнять уникальную анкету  пунктов на сто, где значились вопросы типа «участвовали ли вы в партизанском движении?». Так вот, на вопрос «Ваше амплуа» я, не успев еще сыграть ни одной роли, решила ответить прикольно – «комические старухи».И, в общем, не ошиблась: в нашем спектакле «Белая история» я играю Старую Королеву , ну, очень старую – практически вечную. А прошлым летом мы были на потрясающем моноспектакле «Мадам Маргарит», который играла Анни Жирардо. Вон видите – снимок на стене: мы стоим рядом, и выглядим примерно одногодками, хотя лет ей, мягко говоря, уже немало. Она не перетягивала себе лицо и перед выходом на сцену, казалось, еле передвигала ноги, но на сцене произошло чудо – в ней было море энергии и обаяния, какие не у всякого молодого сыщешь. Она едва ли не кульбиты делала! Настоящий талант дороже гладкого личика.
     - Наташа, вы именно тот человек, которого я смело могу спросить, что такое стиль: оставаясь собой,   без особой оглядки на глянцевые журналы, вы в любых, даже непарадных обстоятельствах ухитряетесь выглядеть ультрасовременно.
     - Для меня выглядеть модно – значит быть интересной для окружающих и чисто визуально. Я думаю, это часть клоунской профессии. Клоун ведь придумывает не головой , а спинным мозгом, мыслит, как ребенок- поэтому редко в своих придумках ошибается. Это касается и одежды.  В нашей работе жест, деталь –  это все. По ним зритель считывает не  то что типаж – твое место в мироздании. Здесь форма и означает содержание. Именно поэтому в кино для меня один из главных людей – это художник по костюмам. Я точно знаю: если меня неправильно оденут, мне будет невыносимо трудно играть. И это перешло в обыденную жизнь. Мне очень важен цвет - потому что это эмоция, важна графика одежды. Но это пришло не сразу. Когда я еще училась у Славы Полунина, мне было совершенно все равно, во что одеваться Я не комплексовала по поводу того, что не все молодые люди оглядываются мне вслед, и носила бесформенные папины свитера. Но с годами поумнела.

 

"ТЕЛЕВИДЕНИЕ. РАДИО" № 23 (2508) март 2004г. 
Татьяна БОЛОТОВСКАЯ Наталия Фиссон

- Для тех, кто не смотрел ваши спектакли раньше, расскажите, что вы покажете в ДК Ленсовета?
- Спектакль «Антоний и Клеопатра» - очень вольная версия пьесы Уильяма Шекспира, для зрителей будет много неожиданностей. Спектакль начинается прямо в фойе, и лучше приходить заранее. Этот спектакль очень тепло принимала и испанская публика, и французская.
«Нафталин» - это кабаретное шоу со всеми отсюда вытекающими, - вплоть до кормежки зрителей прямо в зале и самых неожиданных сюрпризов.
«Белая история» - это лирическая и смешная история, сказка для взрослых.
В прошлом году мы очень много гастролировали, ездили по разным фестивалем, и мало были в Петербурге. Публика была недовольна. Мы учли ее пожелания, и сейчас ненадолго уезжаем из города. (Показываем почти весь наш репертуар. В июле на сцене ДК Ленсовета покажем восстановленный спектакль «Секонд-хэнд». )
- Основная жизнь наших спектаклей начинается после их премьеры. Зритель является непосредственным участником создания спектакля, очень многое зависит от реакции зрителей, от их писем, звонков. Мы очень чутко прислушиваемся к залу. Ведь мы рассказываем истории без слов, и нам очень важно, что понятно, что – нет.
- Какой зритель ходит на ваши спектакли?
- Нам очень нравится питерский зритель. У нас очень широкий зрительский спектр: и пенсионеры, которые приходят со своими внуками, правнуками и бизнес-люди, и панки, и хиппи. Это разнообразие рождает совершенно неожиданную «смеховую» волну. Сначала всегда смеются дети, потом иностранцы, потом русские, потом театральные критики… Мы очень любим слушать разговоры в фойе, растворяясь среди зрителей. (Помню, после спектакля «Секонд-хенд» - о бомжах, которые несмотря на то, что они творческие люди, живут на задворках в городе, и все представления о мире у них из того мусора, который они находят, естественно иногда это очень отлично от реакции. Там есть странная женщина, которая находит «тампакс», и долго думает, чтобы это могло быть. И вот семейство - мама, папа, сын 10 лет, выходит со спектакля. И мама говорит: «Какая-то натяжка, современная женщина не может не знать, что такое тампакс». А мальчик говорит: «Мама, как же ты не понимаешь, у нее просто нет телевизора». Я считаю гениальное объяснение. Или: один политический лидер, не буду называть фамилию, смотрел на наш спектакль «Белая история» и в антракте он все очень просто разложил по полочкам: «Старая королева – это Ельцин, молодая – Путин, все прозрачно, я считываю однозначно». Правда, после второго действия у него были другие ассоциации… Один раз к нам за кулисы пришел литературовед шотландец и сказал, что у нас будут сложные отношения с прессой: «Белая история – это ведь прозрачная история об отношениях принцессы Дианы с королевской фамилией, поэтому берегитесь». Правда, пресса была к нам благосклонна. Но мы не могли представить, что все знают о том, что королева-матушка с утра пила джин-тоник. А в спектакле наша королева очень дружит с алкоголем. Так что, у каждой страны свои ассоциации с историей.)
- Ваши спектакли меняются в зависимости от страны, в которой вы выступаете?
- Некоторые нюансы, действительно, приходится менять. Например, в «Секонд-хэнде» я пою песню «Взвейтесь кострами», - понятно, что французам она ни о чем не скажет, там я пою «Марсельезу», которую, в свою очередь, бесполезно петь в Англии. Но на самом деле проблемы одиночества, невостребованности, любви – актуальны для всех… Королеве грустно, потому что голубой принц уехал, и все зрители грустят вместе с ней, о том, что она осталась одна… Еще могу сказать, что нНемцам очень важен музыкальный материал, итальянцы наоборот настолько романтичны, что даже тинейджеры очень остро реагируют на лирические моменты, греческая публика любит «экшен»: «убил, зарезал».
- А российским зрителям что нужно?
- Наша публика очень глубокая, она не сразу эмоционально и бурно реагирует, как западный зритель, зато в финале будут долгие аплодисменты. И после спектакля зрители еще долго возвращаются к увиденному: обсуждают на кухне, рассказывают знакомым. И нам очень важно, что они глубоко и долго живут спектаклем.
- Наши зрители стали менее зажатыми, чем раньше?
- Да, с годами зрители стали гораздо более раскованнее, с удовольствием принимают участие в наших спектаклях. В «Белой истории» у нас есть интерактивный финал, и зрители голосуют, казнить или миловать королеву. А в «Кабаре» зрители непосредственные участники номеров, мы «вытаскиваем» их на сцену. Еще у нас есть интересный проект «Адреналин» - проект провокация и хэппенингов. Мы делаем его на фестивалях, корпоративных вечеринках. На нем очень хорошо видно, как зритель продвинулся как партнер, соучастник. Люди вообще стали более свободными, более открытыми… А еще мы очень благодарны нашим зрителям, которые очень часто подходят после спектаклей и предлагают свою помощь – бескорыстно и искренне. Маленькие театры просто не выдержали бы без помощи и поддержки таких людей.
(- Что для вас самое сложное в жанре клоунады?
- Собственная внутренняя дисциплина, поддержание физической формы.
- После спектаклей у вас маска долго остается?
- Надо спросить у окружающих, но жалоб не было, врача не вызывали. Другое дело, что бывали смешные случаи, когда я не успевала смывать грим, и встречалась то с гаишниками, то с продавцами в магазинах. )
- Почти во всех ваших спектаклях вы обходитесь без слов. «Мысль, изреченная есть ложь»?
- Во времена партийных съездов и прочей бюрократии мы поняли, что в этой стране слово очень обесценилось. Не хотелось разговаривать со сцены, слова просто не произносились. А движением можно точнее сформулировать мысль.
- Но в кино вы разговариваете. Вам не скучно в кинематографе?
- Наоборот, мне безумно интересно. В кино в отличие от театра не знаешь конечного результата, там совершенно другое существование…
Мне повезло, что на съемках фильма «Странные мужчины Семеновой Екатерины» я познакомилась с Александром Абдуловым – мастером экстра-класса. Жалко, что снимались вместе только в одном кино, потому что у него очень многому можно было научиться. Он очень повлиял на меня. Кино – совсем другая профессия, совсем не похожая на театр. Учишься в процессе съемок. И чем сильнее партнеры, тем лучше. Моя первая в жизни проба была с Донатасом Банионисом, - я должна была играть мать троих детей, когда режиссер меня увидел, он понял, что эта девятнадцатилетняя девушка – не совсем то, что ему было нужно. А у меня был шок, еще и от того, что стою рядом с самим Банионисом. Потом, спустя годы, мы встретились на сериале «Ниро Вульф и Арчи Гудвин» у Евгения Марковича Татарского. Там была серия «Все дело в шляпе», в которой я убивала главного героя, которого играл Сергей Жигунов, и была приостановлена моими партнерами в попытке его убить…
В кино я очень долго была в амплуа «не жилец». Но сейчас, по-моему, перехожу в амплуа «городские дурики». В сериале «Небо и Земля» играла сумасшедшую: она каждый день забывала, что было с ней раньше.
Снялась в фильме «Повелитель эфира», играю очень странную женщину, одинокую художницу… Моим партнером по фильму был Алексей Кортнев. Фильм про любовь, про то, как совершенно разные люди неожиданно встречаются в Москве. Действие происходит в течение одной ночи. Алексей играет мужчину сложной судьбы, в которого я была влюблена еще в пионерском лагере. И через 25 лет он неожиданно приходит ко мне в гости. Сейчас этот фильм поедет на «Кинотавр», а в июле петербуржцы смогут посмотреть его на «Фестивале фестивалей». Режиссер фильма Екатерина Калинина. Это ее дебют.
- Вы любите сниматься у дебютантов?
- Да, на таких фильмах всегда творческая атмосфера. Я снималась в «Мертвой петле», в «Истории одной провокации», где куратором был Александр Сокуров, но все остальные дебютанты. Фильм «Никотин» Евгения Иванова, «Как хорошо когда» Нади Якушевой. В начале 90-х снималось много авангардных фильмов, даже не все были закончены.
- Еще я знаю, что вы много снимались у иностранцев.
- Да, не так было много англоговорящих актрис, я много снималась с англоговорящими актерами. Например, с Робертом Ингландом, сыгравшего Фреди Крюгера. Он оказался милейшим человеком с огромным чувством юмора. В фильме «Танец смерти» он играл маньяка-убийцу, который, переодевшись в старую классную даму, убивает балерин в школе. Меня красиво «убивали» на станции метро «Автово». Американцы, как видно, нечасто были в русском метро, и думали, что там так же пустынно, как в нью-йоркском метро. Вообще некоторые сценарные натяжки во всех фильмах, снимаемых иностранцами, всегда бывали. Иностранцы поразили меня, что они не ставили кордоны на съемках. Например, фильм «Умри со мной» снимали ирландцы с англичанами. Я играю проститутку (?), скрывающуюся от сутенера. Мы снимали на Московском вокзале. И ко мне привязался бомж, вся иностранная часть группы была очень рада этому обстоятельству. Потом по сценарию сутенер должен был меня бить о дерево, а камера стояла на противоположной стороне улицы. Он меня даже не успел ударить, и тут же подбегают два парня с криками: «Ах ты, сволочь!» А я кричу им : «Нет, нет, это кино!»…
(Сама я не могу смотреть ужастики, хотя снималась в фильмах-ужасов, знаю, как это делается, и кричать меня научили американцы. Английский – очень точный язык, там есть классификация криков, например, крик, холодящий душу, крик, бьющий на жалость. От моего визга на озвучании зашкаливали приборы… )
- В каком кино вы бы хотели сыграть?
- Мне интересно было бы сняться не в бытовом кино, а в сказочном, в жанровом. Ниша авторского кино не заполнена у нас уже больше 10 лет. Я не имею в виду «тарковщину». Вообще у нас нет жанра «странного кино». А такой команде, как наша, это было бы очень интересно…

- Клоун – это особое состояние души?
- Я думаю, клоун – это и состояние, и мышление. Я, например, знаю, что мой типаж тяжело переносят чиновники. А вот бизнесмены-оригиналы (?) ко мне относятся с симпатией.
Клоуны бывают совершенно разные по характеры. Есть весь спектр от полных оптимистов до пессимистов.
- А вы?
- Думаю, что ни к крайним оптимистам, ни к крайним пессимистам меня трудно отнести, хотя, наверно, все же перехожу черту оптимистической стороны. Я всегда стараюсь поддерживать оптимистичную обстановку и доброжелательный настрой и на съемках, и в чужих компаниях и в своих тем более. Вообще атмосфера для меня самое важное. Не умею абстрагироваться, и делать свое дело вне атмосферы.
- Вас легко удивить?
- Я очень наивный человек, меня удивляют многие вещи от позитивного до негативного, меня очень легко обескуражить. Когда не успеваешь в быту «включить профессию», то иногда теряешься от грубости, хамства…
- Вы в детстве предполагали, что будете заниматься театром, клоунадой?
- Я была очень стеснительным ребенком. Наверно, и этой профессией начала заниматься для психологического тренинга. В мучительный момент, когда просили прочитать стихотворение, я чуть не падала в обморок. Я училась в спортивно-эстетической школе, и у нас была очень творческая учительница по литературе, она придумывала всякие вечера, и мы там невольно втянулись: играли, читали. Я занималась танцами в джаз-студии.
Потом увидела театр «Лицедеи», и «крыша была сбита» навсегда. Хотя в школу к Вячеславу Полунину я поступила совершенно случайно. Пришла во Дворец молодежи по совсем другому поводу. Увидела огромное количество людей, которые пришли поступать к нему. И пока я ждала встречи, мне уже сочинили этюд; перед самой дверью, мне стало страшно, и меня буквально втолкнули туда. И он меня принял. Два года я была в «Лицедеях». Я все время думала, «Какая я клоунесса? Они же все необычные, а я средняя; меня угнетало, что я не толстая, не худая, что во мне нет ничего особенного, что помогло бы в профессии»… Он очень рассердился, когда я ушла в театральный институт, потому что у Полунина самое ругательная фраза была: «Здесь вам не театральный институт!», или «здесь вам не драматический театр!». А в театральном институте самые ругательные слова были: «Здесь вам не клоунада!» В институте я поменяла много курсов: начала с эстрады, потом пришла к Георгию Александровичу Товстоногову на курс режиссуры, где учился Вадик, но меня взяли на актерское, а закончила я у Падве…
- Какие культурные впечатления у вас были в последнее время?
- Меня поразил спектакль очень знаменитого клоуна Лео Бахи (?). Он один из лидеров клоунского движения на сегодня. Он провокатор, позволяет себе необыкновенные вещи. В юности делал страшные вещи. Кидал в публику яйца, помидоры. И вдруг мы увидели спектакль, который меня потряс как жанр, как тема. Спектакль называется «12 сентября», он был сделан почти через полгода после трагедии в США. Он меня потряс тем, что он не делает клоунских трюков, а просто сидит и разговаривает со сцены, но оторваться от этого невозможно. Он с клоунским подходом разговаривает о политике. Там очень сильные ассоциации, очень сильные образы.
Еще одно сильное впечатление – встреча с Анни Жирардо и ее спектакль «Мадам Маргарит». Вообще творческие впечатления одни из самых сильных. Не знаю, что было бы со мной, если бы я в свое время не познакомилась в метро с городским сумасшедшим, который подошел и сказал: «Вот вы, молодые, ничего не знаете, ничего не читаете», и вручил мне список 30 книг, которые мы никогда не изучали в школе, там были «Мастер и Маргарита» и «Архипелаг Гулаг», «Колыбельная для кошки» и «Ферма животных», роман «1984».. Выяснилось, что этот список был золотым ключиком ко многим дверям.
Начиная от таких случайных встреч и заканчивая художественными потрясениями от увиденного: выступления Юрия Никулина, фильмы Феллини, фильмы «Мой друг Иван Лапшин» и «Проверка на дорогах», «Кармен» и «Бал». Потом был рок-мир, ТЮЗ Корогодского, Алиса Бруновна Фрейндлих.
- А у вас с мужем общие базисные впечатления?
- Сейчас уже да. Мы ведь вместе ужасно много лет. При этом вместе работаем, гастролируем, у нас общие друзья. Хотя иногда удивляем друг друга. А начинали мы очень контрастно. Вадим - классик, выросший из бардовских песен, ничего не признающий из рок-музыки, у него ортодоксальное театральное воспитание, театральный институт, ТЮЗ, у меня - рок-клуб, Сайгон.
- То есть противоположности сходятся?
- Да, и где-то на грани родился «Комик-трест».
- Дома много говорите о спектаклях?
- Работу стараемся вообще не обсуждать. Иначе можно сойти с ума. Дом – это наши друзья, это совсем другой образ жизни.
(- Получается абстрагироваться?
- Очень легко переключаться. Обычно спрашивают: «Вадим, как вы можете так издеваться над своей женой? Она в жизни такая миленькая, а на сцене такая страшная». Так что, у нас все на контрасте. Даже без вхождения в образ, с помощью грима происходит переключение. Очень часто после спектакля подходят и удивленно говорят: «А вы, оказывается, красивая…» )
- Когда репетируете, часто спорите?
- Спорим. У нас вообще уникальный случай. Обычно клоунский коллектив работает без режиссера, потому что клоун – это верх проявления (актерской?) индивидуальности, нельзя клоуну навязать, если он это чувствует иначе. Его маска прорастает из спинного мозга, ты ее скорее чувствуешь, нежели логически к ней приходишь. Очень мало, кто может работать с клоунами. Они непослушные. Нужно найти тонкую грань: как придать безумию форму, и при этом не убить это безумие. Вадик вообще совместил несовместимое: мы все трое пришли из разных миров: Игорь изначально был клоуном, Коля – профессиональный танцор, я училась у Полунина, но потом долгое время училась в театральном институте. Три странных человека из разных миров соединились благодаря Вадику.
- Девиз вашего театра «Лучше смеяться над нами, чем плакать над собой». Наверняка, у вас есть еще какой-то рецепт или пожелания зрителям.
- Я думаю, что лучший рецепт – это сохранять самоиронию. Пафос – это, наверно, самое страшное.

 

"МЕТРО" 22 декабря 2002 г. 
Ксения ПЕТРОВА
Фанатки Нагиева подняли визг

          В этой рубрике известные люди будут рассказывать нам о том, как они снимались в телепередачах и что из этого выходило. Первый рассказ - от Наташи Фиссон из Театрального товарищества «Комик-трест».

          Снимаясь в шоу «Однажды вечером», она предложила Нагиеву и Росту произнести незатейливый клоунский диалог: «Здравствуй, Бим! - Здравствуй, Бом! - Почему ты такой грустный? - Я женился. - Так почему же ты плачешь? - Кажется, я женился не на той!» «Совсем не смешно, - объясняла им Наташа, - но уверяю, что в конце ваших слов все будут смеятся! А чтобы получился сюрприз, вам, Дима, мы завяжем глаза». Нагиев безропотно повиновался. И в этот момент из-за кресла Наташе бесшумно подали торт... Фанатки Нагиева в зале подняли дикий визг. «Я больше всего боялась, что режиссер в этот момент предупредит Дмитрия - у них же есть связь через наушники, - но, видимо, все были в таком шоке, что сигнальные системы отказали, - рассказывает Наташа. - Мы Нагиева раскрутили, я резко снимаю с него повязку, говорю: «Здравствуй, Бим!». Он, как и задумано, отвечает «Здравствуй, Бом!», и тут - буууум! Надеваю на его лицо торт. Белый крем кусками отваливается, и я вижу сквозь него такие крррасные глаза! В зале - истерика. Рост в это время упал и пополз по сцене. Но продолжать диалог надо - он выдавливает следующую реплику: «Почему ты такой грустный?». Нагиев, совладавший с приступом ярости, «со скрипом», но отвечает: «Кажется, я женился на другой!» В зале все лежали».
          Говорят, после этого случая у входивших в студию проверяли содержимое сумок. Надо отдать должное Нагиеву, который, хоть сначала и сердился, все же оценил шутку по достоинству - этот выпуск повторяли много раз.

 

"ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА" №16 (5875) 17-23 апреля 2002г.
Ольга ГАЛАХОВА
Фавориты и фаворитши золотой маски

...без сомнения, выдвижение на лучшую женскую роль Натальи Фиссон – поступок экспертного совета. Ибо утверждает в правах и такой тип театра, и таких актеров, и редкий тип женщины-клоунессы. Наталья Фиссон владеет лицедейством, преображаясь то в старую королеву, одинокую и несчастную, обреченную по ночам слышать только гулкие шаги двух гвардейцев, то в печальное создание, остающееся наедине с вечностью. Но в этой вечности есть место улыбке, королева укрывается зонтиком от гроздьев падающих в ночи мыльных пузырей. Актрисе подвластна и комедия, застывающая на пороге гротеска.

 

"РОСБАЛТ" №16 (5875) 5 апреля 2002г.
Наталья ИОХВИДОВА Принцесса, примерьте Золотую Маску!

          3 и 4 апреля в Москве в рамках Всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска» был показан спектакль «Белая история» петербургского театра «Комик-Трест». Спектакль, представленный в двух номинациях —"Новация» и «Лучшая женская роль», прошел с большим успехом.
          Рядом с ней все не так, все по-другому. Рядом с ней хочется учиться, учиться и учиться. Как завещал... Не важно, кто завещал, а учиться хочется до одури, до полного физического и умственного истощения, лишь бы хоть на шаг приблизиться к ее мастерству, ее легкости и непринужденности. Рядом с ней время изменяется и несется вперед с притопами и прихлопами, подхватывая всех, кто оказывается в орбите этого движения. Тот, кто не успевает за ней и отстает, еще долго слегка приплясывает на месте, глядя вслед природному явлению по имени Наталия Фиссон.
          Она — актриса петербургского театрального товарищества «Комик-Трест», единственная актриса и единственная жена режиссера Вадима Фиссона. Вполне естественно, что ей достаются все женские роли, и все они — главные. В спектакле «Белая история» Наталия Фиссон исполнила сразу две роли — Королевы и Принцессы. Оргкомитет фестиваля «Золотая Маска» назвал ее в номинации «Лучшая женская роль». Иначе и быть не могло. Но Наталия, когда об этом заходит речь, смущается, а Вадим резонно замечает: «Думаешь, надо было номинировать тебя за «Лучшую мужскую роль»?..
          На сцене возвышается белоснежная гора, на вершине ее — белый средневековый замок. Где-то у подножия горы белые домики, белая мельница и белый мост через белую реку. Но вот — гора начинает оживать и... превращается в старую Королеву. Оказывается, домики, мельница и мост через реку как бы «выросли» на ее мантии, а замок — навершие тяжелого посоха, и на него Королева опирается. Словно улитка домик, тащит она на дряхлых плечах свое Белое государство. За ней следуют ловкие придворные, они же лакеи, солдаты и горожане (артисты Игорь Сладкевич и Николай Кычев). Королева останавливается, тусклым взглядом смотрит в зрительный зал, бросает в первые ряды горсть монеток и неровным шагом удаляется. А потом появляется юная, романтичная особа — Принцесса, которая воспитывается во дворце, собирается царить и потому тайком примеряет королевскую корону...
          С ней нельзя просто так встретиться и поговорить о том-о сем. Надо обязательно созвониться и назначить встречу. Например: между занятиями по английскому языку и репетицией. Или между деловой встречей и занятием по пластике. Или между тем и этим, или по дороге оттуда вот туда. И так каждый день. Позволит ли «нормальный» артист себе такое «издевательство» над собой, тонким и звонким? Нет. А она позволит. Закроет ли «нормальный» артист свое ясное лицо полумаской и, тем самым, изменит себя до неузнаваемости? Конечно, нет. А она закроет. Станет ли «нормальный» артист тратить время на учебу, если уже отучился в театральном заведении? Наверное, нет. А она станет. Можно ли ее назвать «нормальной» актрисой? Нет. Язык не поворачивается. На ум приходят одни эпитеты в превосходной форме. Но и это было бы ошибкой. Правильнее сказать о ней скромно и с достоинством — Профессионал с большой буквы. И пришла она к этому не быстро.
          Как все питерские дети, в детстве Наталия не отличалась крепким здоровьем, и была отдана в спортивную школу. Но школа не только не укрепила здоровье, а даже несколько ухудшила его. И, к счастью для театра, карьера спортсменки закончилась, не начавшись. После этого она оказалась в студии джаз-танца, где обучали ритму, импровизации и пространственному мышлению. Потом, почти случайно, попала в студию Вячеслава Полунина — знаменитого «Асисяя» и самого главного «Лицедея». К занятиям студийцы относились довольно легкомысленно, поэтому Полунин устроил экзамен и разогнал студию. Наталию, правда, оставил.
          Но с той поры началась средневековая система обучения: подай, убери, подшей, подмети и, параллельно, подавая из-за сцены реквизит, учись у старших. Суровая школа закалила ее характер и определила дальнейшее направление развития. В какой институт пойти после школы, вопрос не стоял. Конечно же, в театральный, на курс эстрады. Вскоре выяснилось, курс — вокальный, эстрадой даже «не пахнет», а самое страшное ругательство: «Здесь вам не «Лицедеи"! Наталия перевелась на режиссуру драмы, в это же время занималась современным танцем и преподавала движение.
          Все умения пригодились при создании первого спектакля «Чушь во фраке». Премьера для многих стала открытием: в нашем городе живут и работают режиссер и актриса Вадим и Наталия Фиссон. Через несколько лет они приняли участие в европейском шоу Pomp duck and circumstance — сочетание ресторана, цирка и театра. Приобрели бесценный опыт импровизации и общения со зрителем впрямую или, что называется «в касании» Этот опыт с успехом используется теперь в работе. Но Наталия не останавливается на достигнутом и продолжает учиться. Благо, есть чему и у кого. Ее партнеры по театру Игорь Сладкевич и Николай Кычев пришли в театр из смежных профессий. Игорь — клоун, Коля — танцор. Чтобы существовать в одной системе координат, они преподают друг другу актерское мастерство, клоунаду, танец.
          Каждая новая работа диктует необходимость получать дополнительные навыки и находиться в высшей степени подготовки. Они даже приглашают педагога по речи и занимаются, несмотря на то, что основной язык персонажей выдуман самими актерами. Ведь «пырц» или «пыньк» — очень важные понятия, и выговорить их надо так, чтобы все поняли глубину этой бессмыслицы.
          «Белая история» заканчивается хорошо. Принцессу не казнят, и Королева не умрет. Зрители выходят из зала с ясными, счастливыми лицами, как в детстве, когда жизнь улыбается и кажется безоблачной.

 

"НА НЕВСКОМ" №5 май 1997 г. 
Ирина НАЧАРОВА
Рыжая террористка в старом фольксвагене

Наталия Фиссон не могла назначить интервью в каком-нибудь "Макдональдсе". Встретились мы в "Котле"- так именуют завсегдатаи арт-кафе "Манхэттен".
-Мне здесь нравится -общаюсь с интересными людьми. Еще захаживаю в ресторан "1913", клуб "Антрэ", "Розовый фламинго", бульонную на Суворовском, пирожковую на улице Замшина. В пельменных тоже ничего бывает.
- Сами готовить не пробовали? -Профессионально могу приготовить яичницу. Даже с помидорами. Если возникает необходимость овсяной каши или рыбы под маринадом, звоню маме или подруге.
- С домашним бытом тоже предпочитаете не связываться? - Я сторонница такого аномального распределения обязанностей. В нашем "Комик-тресте" я и четверо мужчин. Когда доходит до уровня казармы, приходится бороться принудительными работами. Вымыв пол, мужчины сразу становятся нежными. У меня отлично прошел день 8 марта. Праздник начался с утренней серенады под окном, потом была дуэль на тортах. Весь коллектив устроил большой сэйшн нашему двору. Бабули аплодировали из окон.
- С соседями ссоритесь? - У нас великолепные отношения. Даже "сложные" жильцы щадят - бросают пустые бутылки мимо нашей машины. Я как-то у дома осваивала ходули, и те соседи всех предупредили: "Балерину никак нельзя обижать".

Из досье: Наталия Фиссон - актриса, авантюристка, гэг-вумен, стоп-модель. Место работы: театральное товарищество "Комик-трест". Муж - Вадим Фиссон, режиссёр и глава "Комик-треста". Спектакль "Чушь во фраке" признан лучшим в сезоне 1992 года. Исполнительница главных ролей в фильмах "Странные мужчины Семёновой Екатерины", "История одной провокации", "Никотин" и других. Кандидат в мастера спорта по плаванию, владеет приёмами ушу. Работала в шоу "Pomp Duck and Circumstance" в Германии, почётный житель городов Ватерфорд и Колорадо-Спрингс (США).

Cтранная квартира - У меня такая странненькая бесконечная квартира. Иногда мы проводим в ней чистки, под горячую руку что-то вылетает. Но всё равно много всего остаётся. - Кроме вас с Вадимом, в квартире живут гномы... - Десять лет назад Вадим привёз первого гнома из Чехословакии. С тех пор мы их стали собирать. Потом вроде бы уже и бросили, а друзья-актёры всё везут и везут. Гномов уже более семисот. Они разных размеров, некоторые со спичечную головку. Есть единственные в мире экземпляры: из стекла, глины, теста, дерева, пластилина, пластмассы, из хлеба, сделанные заключёнными "Крестов".
- А животные? - Дома живут собачка и котик. На аристократов они не тянут. Собака маленькая, называю её австралийской колли, дикой сторожевой, лилипутом-волкодавом. Её подарила соседка. Кошку, как и положено, приобрели при переезде на квартиру.

Встречная полоса - Говорят, авантюризм Наташи Фиссон не знает границ... - Управляла однажды 15-местным самолётом во время гастролей в Сибири. Экипаж разрешил порулить - вправо, влево. Правда, пассажиры были сильно возмущены, минут тридцать пять. Но мы с пилотом не стали их посвящать в первопричину - Похоже, страх вам неведом. - Очень боюсь фильмов ужасов. Просто не могу их смотреть. Бывало, все надо мной смеются. Забегу за угол и подглядываю. Потом вскрикиваю и снова убегаю.
- А гаишников боитесь? - Специально для общения с ними имею отличную шляпу единственный в городе экземпляр - на голове как бы перчатки "в полный рост". Недавно возвращалась после репетиции страшно усталая и выехала на встречную полосу. Сразу попала в руки спецназа. Они радостно с автоматами выбежали ко мне. Поправив шляпу я поинтересовалась: "Ну что, поймали наконец рыжую террористку на старом фольксвагене-пассате?" Отпустили со словами "ну и шляпа у вас прикольная".
- Вы хороший водитель? Ещё в институте закончила курсы водителей-дальнобойщиков. Запросто ездила на КамАЗе. Во время съёмок в немецкой кинокартине мне пришлось управлять на горной дороге грузовым "мерседесом" 1958 года выпуска, да ещё с огромным прицепом со свиньями. Причём, при этом надо было мило беседовать с партнёром на английском языке. Свиньи хрюкали. Камера была прикреплена прямо к машине.

"Сэконд хэнд": в жизни и в творчестве -Дамские штучки вам не чужды ? - Мне постоянно дарят какие-то оригинальные вещицы. Не очень люблю дорогие украшения. Золото-бриллианты мне не идут, или их теряю. Как говорится, отскакивают. Обожаю интересные безделушки. Их даже потерять невозможно. Если у меня часы, то такие, что в павильоне "Ленфильма" все их громко обсуждают.
- В одежде оригинальничаете? - Это зависит от состояния души, атмосферного давления. Ношу и классику, и авангард. Сейчас в городе как-то меньше ощущаются события, и я свою жизнь сама ими насыщаю. Поэтому стала иногда избирать экстремистский стиль в одежде. Уважаю парфюм, даже коллекционирую запахи. Только не цветочные и сладкие. Что-нибудь горькое. Если это "Estee Lauder", то обязательно красная горькая линия. Любимые духи - "Yean Louis Scherrer".
- Ваш новый спектакль называется "Сэконд хэнд". А вы в такие магазин заходили хотя бы раз? Во время подготовки спектакля мы всесторонне изучили состояние "сэконд хэндов" в нашей стране и нашли его крайне удовлетворительным. У меня много вещей, любимых до такой степени, что они постепенно сжились со мной и запросто могут сойти за "сэконд хэнд".

Идеальные мужчины Фиссон Наталии - Самый любимый мой мужчина - муж. Я вообще удачно устроилась: муж, главреж и руководитель театра в одном лице. Поэтому - никакой конкуренции, всегда мирная обстановка в театре. Если бы вы мне задали вопрос об идеале мужчины, я бы ответила так: "На фоне серого петербургского неба мне видится мужчина с телом борца "сумо", с чувством юмора и здоровым цинизмом доктора Щеглова, с интеллектом Дмитрия Лихачёва, с голосом Кирилла Набутова и лицом художника Белкина. Меня почему-то никогда не привлекали красавчики. Вообще моё хобби - общаться с интересными людьми. У Тани Парфёновой учусь оригинальному взгляду на мир, у господина Ананова - поведению в аристократических кругах, у доктора Щеглова - ироничному отношению к жизни. Кстати, иногда жалею о том, что не являюсь его пациенткой - это позволило бы нам чаще видеться. Самые близкие друзья нашей семьи - фотограф Валерий Потапов и актёр БДТ Михаил Морозов.
- Умные книги читаете? - В основном предпочитаю лёгкое чтиво - Ясперса, Кьеркегора. Любимый роман "Симплициссимус" Гримельсгаузена. Но иногда изучаю и серьёзную литературу - недавно вот осилила "Винни Пуха и всех, всех, всех".
- Теперь о мужчинах, которые работают с вами в "Комик-тресте"... - Всего нас пять человек. Вадим Фиссон режиссёр. Николай Кычёв - профессиональный танцовщик, Игорь Сладкевич - клоун, Сергей Ольхов - соратник по звуку и реквизиту. В таком составе мы собрались год назад. У нас отношения, максимально приближенные к идеальным. "Комик-трест" - это именно театральное товарищество. Кроме спектакля "Сэконд хэнд" есть ещё проект "Адреналин" - хэппенинги с участием зрителей, эстрадные номера в сборных концертах. Сейчас вообще все открытия в искусстве происходят на стыке жанров. Не случайно платье Тани Парфёновой взяли в Русский музей. Оно достойно находиться рядом с "Чёрным квадратом" Малевича. То же самое и со зрелищным искусством. В Германии я подружилась с циркачами, встретилась с господином Гнеушевым. Цирк - искреннее, пронзительное искусство. И отношения между циркачами менее вычурные и более честные, чем между драматическими актёрами.
- Что ж, попробуем подвести итог... К сожалению, ничем не могу помочь. Я работаю в жанре, который никто не может определить. Были попытки классифицировать мой стиль, но, увы.

 

"НЕВСКОЕ ВРЕМЯ" - 11 марта 1997 г.  
Ольга СКОРОЧКИНА
Фонарик во тьме

          Огненно-рыжая Наталья Фиссон-самое, может быть, фантастическое творение нашей сцены. Прелестная женщина, спрятавшаяся под маской клоуна. Бродяжка с помойки, мадонна эпохи «сэконд хэнда», вечно изумлённое дитя городской свалки... Чушь во фраке... Смертельный цирковой номер, ничем не подстрахованный. Чем больше она веселится на сцене, тем пронзительнее и горше взгляд ее трагических глаз. И чем трагичнее она смотрит на нас, тем сильнее мы загибаемся от смеха. Она носится со своими партнёрами среди картонных декораций, на помойке вторсырья, выдёргивает оттуда, как нищенка, какие-нибудь предметы, но в отличие от настоящих уличных нищих, ищущих всему практическое применение, превращает мусор в бесценные игрушки. Стоит лишь однажды увидеть её номер с губной помадой, как она колдует над тюбиком, пытается надкусить, как конфету, как разрисовывает себя - чудо-чудное, диво-дивное, жар-птица с переломанным крылом на российской помойке,-ни в каких краях, ни за какими морями такую не отыщешь!.. У нее пронзительный трагикомический дар первого соприкосновения с жизнью: она общается с миром так, будто он не грязная свалка-помойка, а только вчера народился вместе с ней. Когда я была на спектакле, в театре вырубился свет. Наступила кромешная тьма. Думаете, это Фиссон остановило? Она раздобыла фонарик и продолжала играть, мистифицировать, пугать зрителя, будто эта тьма и была задумана. Её искусство, в сущности, и есть крошечный ручной фонарик, светящий в мире вторсырья-изжеванных истин, использованных чувств, понятий, слов... В конце уставшего XX века она возвращает всему детскую первозданность. Может отключиться электричество. Наступить потоп. Произойти землетрясение. Уверена: нет таких технических причин, которые остановили бы её игру и поубавили её отвагу.                                                       

 

Контакт: e-mail: theatre@comic-trust.com  , факс 812.328-16-19

Назад в прессу


 


447